^Наверх
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр эстетического воспитания и образования детей (Детская школа искусств)" г. Кингисеппа
В целях повышения информированности несовершеннолетних в области информационной безопасности комитет просит провести обучающие мероприятия среди несовершеннолетних, используя предоставленные материалы:
Для детей возраста 6,5-10 лет предлагаем к демонстрации видеоурок «Роскомнадзор. Советы по защите персональных данных», доступный для скачивания по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=WBEWgXpjjo, а также развивающий мультисборник «Фикси-советы. Осторожней в Интернете», доступный для скачивания по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=TUodzCtBSWU
Для несовершеннолетних в возрасте от 11-17 лет предназначен цикл коротких видеоуроков «Роскомнадзор. Защита персональных данных», доступный для скачивания по ссылкам:
урок 1: https://www.youtube.com/watch?v=pUUJRr7f9eo
урок 2: https://www.youtube.com/watch?v=pPe-jJ3vfhE
урок 3: https://www.youtube.com/watch?v=okujMLQUgyk
урок 4: https://www.youtube.com/watch?v=7A4O4Muhn4U&t=26s
урок 5: https://www.youtube.com/watch?v=SSffSUbrFrs
урок 6: https://www.youtube.com/watch?v=OJ_ivKMkOqg
урок 7: https://www.youtube.com/watch?v=5Zh6Buy2OgQ
Информация взята с дистанционного курса "Защита детей от вредной информации", Национального открытого университета "Интуит"
Авторы курса: Юлия Богатырева, Александр Заика, Александр Привалов
В целях повышения информированности несовершеннолетних в области информационной безопасности комитет просит провести обучающие мероприятия среди несовершеннолетних, используя предоставленные материалы:
Для детей возраста 6,5-10 лет предлагаем к демонстрации видеоурок «Роскомнадзор. Советы по защите персональных данных», доступный для скачивания по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=WBEWgXpjjo, а также развивающий мультисборник «Фикси-советы. Осторожней в Интернете», доступный для скачивания по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=TUodzCtBSWU
Для несовершеннолетних в возрасте от 11-17 лет предназначен цикл коротких видеоуроков «Роскомнадзор. Защита персональных данных», доступный для скачивания по ссылкам:
урок 1: https://www.youtube.com/watch?v=pUUJRr7f9eo
урок 2: https://www.youtube.com/watch?v=pPe-jJ3vfhE
урок 3: https://www.youtube.com/watch?v=okujMLQUgyk
урок 4: https://www.youtube.com/watch?v=7A4O4Muhn4U&t=26s
урок 5: https://www.youtube.com/watch?v=SSffSUbrFrs
урок 6: https://www.youtube.com/watch?v=OJ_ivKMkOqg
урок 7: https://www.youtube.com/watch?v=5Zh6Buy2OgQ
Информация взята с дистанционного курса "Защита детей от вредной информации", Национального открытого университета "Интуит"
Авторы курса: Юлия Богатырева, Александр Заика, Александр Привалов
XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет и информационного общества. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.
Сегодня многие ученые обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую психику.
В России проживает почти 21 миллион детей в возрасте до 14 лет. Из них 10 миллионов активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.
Результаты исследования говорят о том, что в России дети начинают активно использовать Интернет в возрасте 10 лет. Дети являются возрастной категорией, наиболее активно использующей Интернет.
22 июня 2011 года в Совете Федерации Российской Федерации овете Федерации Российской Федерации прошел круглый стол на тему "Нормативно-правовая база и методы противодействия интернет-угрозам". Одной из ключевых тем обсуждения стала безопасность детей в сетевом пространстве.
Средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет), и сегодня наблюдается тенденция к снижению этого возраста до 9 лет.
30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день. Ежедневная детская аудитория Рунета - 68% (средний показатель), 76% (13-14 лет), 80% (15-16 лет); самые "любимые" детьми ресурсы - социальные сети (78%); кроме социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами; использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов; ведение блогов и пр.
Современный подросток все меньше общается "в реале" со сверстниками, друзьями, одноклассниками. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день, а центром внимания школьников является компьютер - по статистике, на школьников приходится около 3-4 часа в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Современные гаджеты и Интернет заменили детям прогулки на улице, общение со сверстниками и родителями.
Объем и влияние информации, доступной учащемуся, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный, как семья, школа или референтная группа.
В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию.
На рисунке представлена модель состояния информационной безопасности личности учащегося в условиях современного информационного общества массовой коммуникации.
Модель состояния информационной безопасности личности учащегося.
На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток: во-первых, это та информация, которую предлагают учителя, родители, психологи, педагоги дополнительного образования, данная информация тщательно обрабатывается и фильтруется, прежде чем передаваться обучающемуся. Во-вторых, учащийся получает информацию из внешней информационной среды, которая включает в себя Интернет, средства массовой информации (СМИ), различные коммуникации в виртуальном сообществе и пр. Данная информация дается ученику в "сыром" виде, и от его личностных характеристик и особенностей зависит, в каком виде она будет переработана, принята или отсеяна, насколько он сможет противостоять угрозам и опасностям инфокоммуникационной окружающей среды.
В пользу последнего тезиса говорит и тот факт, что в "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", подписанной указом Президента Российской Федерации в 2012 году, указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
Происходит психологическое подавление, манипулирование сознанием наиболее уязвимой части общества - детей и молодежи. Одной из самых серьезных угроз в информационной образовательной среде является получение психологической травмы ребенком, в результате чего будет нанесен ущерб его психическому здоровью, позитивному развитию и удовлетворению его основных потребностей.
Ребенок анализирует и оценивает полученную информацию в соответствии со сформированными у него способностью к анализу и оцениванию угроз в информационном пространстве и умениями информационной самозащиты, а также особенностями его ценностно-смысловой структуры личности. Этот "фильтр" и является тем составляющим, которое обеспечивает поступление значимой информации в сознание обучающегося. Задача поиска, переработки и критического оценивания информации, на наш взгляд, является главной задачей для успешного и значимого усвоения информации для учащегося.
О законе
В России 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Данный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ. К информации, запрещенной для оборота среди детей, относится информация:
Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.
В Законе сформулировано понятие информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Детей и подростков, без всякого сомнения, нужно защищать от разрушающего информационного воздействия на их несформировавшуюся личность. Кроме этого, информационная продукция, запрещенная для детей, не может распространяться в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территории этих организаций.
В Законе определяются виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, к ней относится информация:
Распространение такой информационной продукции допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).
Законом устанавливается классификация информационной продукции по пяти возрастным категориям:
Информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Для того чтобы указанный Закон мог реализовываться, ряд федеральных законов были адаптированы к положениям 436-ФЗ. Было установлено, что с 1 сентября 2012 года будет запрещено использовать в школах и других образовательных учреждениях учебники и пособия, содержащие вредную информацию. На юридических и физических лиц с той же даты возложена обязанность обеспечивать информационную безопасность несовершеннолетних.
За нарушение законодательства в этой сфере предусмотрена административная ответственность. В Законе также предусмотрена ответственность за размещение в сети Интернет информации для детей, причиняющей вред их здоровью и развитию.
28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 139-ФЗ, изменяющий и дополняющий Федеральный закон 436-ФЗ. Изменения направлены на уточнение множества изменений в 436-ФЗ, а самое главное, регламентируют способы маркировки контента. Создан механизм принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации хостинг-провайдерами, операторами связи. И что очень важно, вводится обязанность владельцев интернет-сайтов удалить интернет-страницу, на которой размещается запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.
В 2012 году создана Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации" (далее - Реестр), в который с 01.11.12 включены сайты сети Интернет, на которых распространяется запрещенная информация.
Главная цель создания такого реестра - ограничение доступа к сайтам, на которых размещается информация, запрещенная для распространения. При обнаружении неправомерного контента любой пользователь может зайти на сайт http://eais.rkn.gov.ru сообщить о незаконной информации. Для приема обращений создана специальная электронная форма. Сам реестр ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Общие принципы организации защиты детей от вредной информации
Защита детей от вредной информации основывается на понятии информационной безопасности личности - состоянии защищенности личности, обеспечивающей ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.
Информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство. Жизненно важные интересы личности в информационной сфере следующие.
Особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности занимает защита от воздействия "вредной" (вредоносной) информации.
К "вредной" информации относят:
Принципы организации защиты детей от вредной информации
Под принципами защиты информации (ЗИ) понимаются основные идеи и важнейшие рекомендации по вопросам организации и осуществления работ для эффективной защиты детей от вредоносной информации.
На основании принципов можно выделить уровни защиты детей от вредной информации:
Проблема защиты детей от вредной информации напрямую связана с темой образования. Формирование у учащихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования. Сегодня важно не просто осознать степень нависшей над обществом опасности, но и, выявив угрозы информационной безопасности молодежи, определить, какими средствами можно их предотвратить. Проблема обеспечения информационной безопасности школьников, молодежи является в последнее время очень актуальной. В связи с этим вопрос безопасности личной информационной среды (ЛИС) каждого школьника является важной частью обеспечения безопасности всей информационно-образовательной среды.
К факторам информационной среды, которые могут нести в себе угрозу информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:
Угроза - это потенциальные или реальные действия, приводящие к моральному или материальному ущербу. Угрозы могут быть как реальными, т. е. уже проявившимися в своем негативном, разрушительном воздействии на объект безопасности, так и потенциальными, т. е. их негативное воздействие может проявить себя в ближайшем или отдаленном будущем. Общая структура угрозы складывается из объекта угрозы, ее источника и проявления угрозы.
Информационные опасности современных школьников - это негативная сторона перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою учебную деятельность.
Целью и результатом реализации данной модели служит формирование информационно-безопасной личности выпускника. Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности ЛИС учащихся предлагается рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда здоровью, сознанию и психике ребенка.
Необходимость профилактической работы с ребенком
В связи с активным развитием как мобильного, так и проводного Интернета число пользователей, не достигших совершеннолетия, с каждым годом увеличивается. У детей теперь гораздо больше информационных связей, чем родители себе представляют. С увеличением количества социальных медиа-ресурсов и возрастающей скорости доступа в Интернет дети теперь очень тесно соединены во всем мире. Разговоры могут происходить в реальном времени и больше не ограничиваются домашним компьютером дома. Wi-Fi, ноутбуки, смартфоны, карманные компьютеры, хот-споты привнесли технологии всюду, где бы не находился ребенок.
Интернет как источник информации содержит в себе ресурсы различного характера. Эти ресурсы несут в себе различную по степени информационную и эмоциональную нагрузку, которую ребенок не может критично оценить в силу возрастных особенностей. Вследствие чего может возникнуть психотравмирующая ситуация, которая без своевременной психологической помощи может привести к неблагоприятным для психики ребенка последствиям.
Учитывая, что в Интернете находится масса незаконного контента, у родителей возникает серьезная проблема - как уберечь детей от влияния информации, которая может нанести психологическую травму или каким-либо другим образом повлиять на нормальное развитие ребенка.
Таким образом, необходима более эффективная профилактическая работа, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, психологов и педагогов, работающих с детьми.
Роль родителей в профилактике защиты детей от вредной информации в Интернете
В настоящее время участие родителей в жизни ребенка играет очень большую роль для обеспечения безопасности детей в информационной среде.
Чем чаще родители интересуются жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говорят о вредном воздействии информации:
Вот некоторые практические советы для родителей, классифицированные по направлениям.
Советы по ограничению работы детей за компьютером:
Всякий родитель может овладеть этими нехитрыми приемами воспитания и помощи своему ребенку. Главное - захотеть и применять. Эти советы полезны даже для самых занятых родителей.
Далее приведены практические рекомендации для работы с детьми в целях профилактики негативного влияния Интернета.
Что нельзя делать пользователю Интернета
Каждый родитель должен сам попытаться объяснить ребенку правила безопасного поведения при использовании компьютера и сущность явлений, с которыми тот может столкнуться. Контент-фильтры помогут оградить его от многих нежелательных сайтов, но рано или поздно ребенок все равно попадет на один из опасных ресурсов, и в этом случае только моральная подготовленность сможет помочь ему правильно сориентироваться.
Дети младшего школьного возраста могут проводить перед экраном 20-30 минут в день, среднего - 1,5 часа, старшего школьного - 2 часа, но обязательно с перерывами по 10-15 минут через каждые 30 минут работы или игры. Монитор компьютера должен быть расположен на расстоянии 50-60 см от глаз. Обязательно проветривайте помещение. Желательно не совмещать в течение дня игру на компьютере и просмотр телепередач, или делить разрешенное время между компьютером и ТВ. Кстати, телевизор младшим школьникам можно смотреть от одного до полутора часов в день, но не более трех раз в неделю, детям среднего школьного возраста - 1,5 часа, старшего - 2 часа в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее трех метров. Не разрешайте детям смотреть телевизор лежа.
На что стоит обратить внимание детям в Интернете
Что можно и нужно делать, используя ресурсы Интернета
Если делается полное или частичное копирование публикации или картинки на ресурс или компьютер пользователя, то необходимо:
При частичном использовании обязательно потребуется разрешение автора. Например, если вы собираетесь поместить чужую картинку в свой коллаж или вставить ее в качестве иллюстрации в текст. То же самое касается размещения авторского видеоролика на YouTube.
Зависимость от сетевых и компьютерных игр и рекомендации по ее преодолению
Зависимость от сетевых и компьютерных игр - проблема, которой было уделено довольно много внимания в прессе и в различных научных работах.
Игровая зависимость представляет собой форму сильной психологической привязанности к игре - в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире.
Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):
Зависимость от игр сравнима с зависимостью от наркотиков и алкоголя - человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями.
По данным российских психологов, от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки.
Наиболее сильную психологическую зависимость, по мнению современных ученых, вызывают ролевые сетевые игры. Механизм таких игр заключается в поглощении человека игрой, в "уходе от реальности", интеграции с компьютером, "принятии роли", обособлении от реальных проблем, что в итоге приводит к потере индивидуальности и отождествлению себя с выдуманным компьютерным персонажем.
Рекомендации по преодолению компьютерной игровой зависимости у детей
Создание учетной записи ребенка
Если за компьютером работают несколько пользователей (в том числе и дети), для каждого из них рекомендуется создать собственную учетную запись. Это повысит уровень безопасности. Рекомендуется на каждую учетную запись поставить свой пароль.
После входа в систему у пользователя будут собственные папки для хранения документов, собственный Рабочий стол. При этом, используя такую учетную запись, он не сможет получить доступ к данным других пользователей.
Если компьютер был выключен или перезагружен, то для входа в него нужно будет выбрать учетную запись и ввести пароль.
Обеспечивая защиту Windows 7: родительский контроль
Блокировка загрузки с внешних носителей на уровне BIOS
У ребенка, для учетной записи которого установлены ограничения на уровне операционной системы, есть возможность обойти эти ограничения, загрузив компьютер с внешнего загрузочного носителя. Таким носителем может быть оптический диск или флэш-диск.
Предотвратить возможность загрузки с внешних носителей можно средствами BIOS. BIOS (Basic Input Output System - базовая система ввода-вывода) - это программное обеспечение, которое отвечает за настройку аппаратных компонентов компьютера. Оно присутствует на компьютере независимо от операционной системы.
Перед тем как работать с BIOS вашего компьютера, найдите инструкцию к нему или к его материнской плате. В таких инструкциях есть разделы, посвященные настройкам BIOS. Там, кроме того, указано, какую клавишу клавиатуры нужно нажать для входа в BIOS Setup.
Найдя инструкцию, выясните следующее:
Если вы не уверены в своих силах - лучше пригласить специалиста.
После изменения настроек компьютер можно будет загрузить только с внутреннего жесткого диска, изменение параметров BIOS будет защищено паролем.
Антивирусные продукты предназначены для организации безопасной работы на компьютере. Эти продукты сочетают в себе антивирус, межсетевой экран и средство для обеспечения родительского контроля.
Каждый из них имеет пробную бесплатную версию. Это позволяет испытать их до приобретения. Не рекомендуется одновременно устанавливать на компьютер несколько подобных продуктов. Это может привести к ошибкам.
Для наибольшей эффективности подсистем родительского контроля нужно, чтобы для ребенка, который работает на компьютере, была создана отдельная учетная запись.
Поисковые системы, такие как http://www.yandex.ru/ и http://www.google.com, имеют механизмы, которые ограничивают попадание потенциально опасных веб-сайтов и сайтов с непристойным содержимым в результаты поиска.
Безопасный поиск в Google
Работая с поисковой системой Google, вы можете включить функцию фильтрации результатов поиска. Для этого нужно перейти по ссылке http://www.google.com/preferences. На открывшейся странице, нужно установить флаг Не показывать непристойные результаты.
Обратите внимание на ссылку Включить защиту настроек безопасного поиска. Она позволяет защитить эти настройки паролем. Для того чтобы парольная защита работала, необходимо иметь учетную запись Google.
Безопасный поиск и дополнительные возможности Yandex
Для включения фильтрации результатов поиска в системе Яндекс нужно щелкнуть по ссылке Настройка, которая расположена правее строки поиска на странице результатов поиска На открывшейся странице нужно найти группу параметров Область поиска и установить параметр Фильтрация страниц в значение Семейный поиск.
После этого нужно нажать на кнопку Сохранить и вернуться к поиску.
Если войти в поисковую систему Яндекс, воспользовавшись ссылкой http://family.yandex.ru/, безопасный поиск будет включен без необходимости выполнения дополнительных настроек.
Компания Яндекс предлагает сервис Яндекс.DNS (http://dns.yandex.ru/). Это - служба, которая позволяет блокировать мошеннические сайты, сайты, распространяющие вредоносные программы, и ресурсы, не предназначенные для детей.
Существует два основных способа использования этой службы.
Первый из них применим в том случае, если у вас дома для выхода в Интернет используется Wi-Fi-маршрутизатор. Настроив его в соответствии с инструкциями, размещенными на сайте, вы защитите от перехода на нежелательные сайты все домашние устройства. Это - настольные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты.
Второй способ заключается в настройке отдельных компьютеров и мобильных устройств. Соответствующие инструкции также приведены на сайте.
Детские поисковые системы и каталоги
Основная ценность детских поисковых систем заключается в том, что в результатах поиска будут появляться только сайты, которые безопасны для детей. То есть использование таких поисковых систем решает проблему безопасного поиска. Обычно они не обладают столь же большим охватом материалов, который характерен для обычных поисковых систем. Но их ценность не в объеме материалов в поисковой выдаче, а в том, что поиск осуществляется по безопасным детским ресурсам.
1. Поисковая система http://kids.quintura.ru/ предназначена специально для детей.
Главная особенность этой поисковой системы заключается в предложении слов, связанных с поисковым запросом. Эти наборы слов называют картами ассоциаций. Начать поиск можно как традиционным способом - введя поисковый запрос в строку поиска и нажав кнопку Найти, так и щелкнув по одному из подходящих слов.
Например, если на главной странице системы щелкнуть по ссылке космос, будет открыта страница с результатами поиска по этому слову и, кроме того, будет обновлена карта ассоциаций, расположенная в верхней части страницы
Продолжить поиск можно, пользуясь обновленной картой ассоциаций или введя уточненный поисковый запрос.
2. Поисковая система http://agakids.ru представляет собой инструмент поиска по детским сайтам и подборку полезных ресурсов.
Для начала поиска нужно ввести поисковый запрос в соответствующее поле. На странице результатов поиска можно, установив соответствующий переключатель под полем ввода запроса, изменить способ поиска. Кнопки Текст и Картинки позволяют, соответственно, искать текстовые материалы и изображения.
В правой части страницы можно видеть список тематических разделов.
3. Портал http://www.kinder.ru/ представляет собой каталог детских сайтов, составленный вручную.
Для поиска по каталогу можно воспользоваться строкой, которая расположена в верхней части страницы. Искать можно и другим способом: переходя в разделы, соответствующие интересующим ребенка категориям.
Радикальное решение проблемы заключается в том, чтобы запретить ребенку пользоваться этими службами. Но, учитывая распространенность и популярность социальных сетей, учитывая желание ребенка общаться со сверстниками, такое решение трудноосуществимо на практике. Столкнувшись с полным запретом социальных сетей на домашнем компьютере, ребенок, вероятнее всего, обойдет этот запрет - например, пользуясь социальной сетью с компьютера кого-нибудь из сверстников. И пользуясь, естественно, совершенно бесконтрольно.
Гораздо лучше, во-первых, ознакомить ребенка с основными правилами безопасного поведения в социальных сетях, разъяснить ему возможный риск. Во-вторых - настроить вместе с ним параметры безопасности и конфиденциальности его учетной записи. И в-третьих - контролировать его работу в социальных сетях с помощью специального программного обеспечения.
Как результат, ребенок, овладевший приемами безопасной работы, понимающий возможные риски и, кроме того, пользующийся социальной сетью под вашим присмотром, будет защищен от возможных опасностей гораздо лучше, чем тот ребенок, которому запрещают работать в социальных сетях. Рано или поздно он все равно с ними столкнется, и лучше будет, если его знакомство с социальными сетями произойдет правильно и с вашим участием.
Общие правила безопасности
Залог безопасности ребенка в социальных сетях - доверительные отношения с родителями и исполнение некоторых правил. Эти правила нужно разобрать вместе с ребенком.
Пользуясь этими рекомендациями и ознакомив с ними ребенка, вы значительно повысите уровень его безопасности в социальных сетях. Еще более безопасной работу может сделать использование специального программного обеспечения. Но главное в безопасности ребенка, который работает в Интернете, - доверительные отношения с родителями.
Существуют специализированные программы, которые включают в себя и функции родительского контроля.
Эти приложения можно устанавливать и использовать совместно с антивирусами и межсетевыми экранами или с комплексными защитными программами. Но для того, чтобы они работали без ошибок, рекомендуется отключить функции родительского контроля в комплексных защитных продуктах, если такие функции были включены.
Средства провайдеров и операторов связи
Ребенок, который пользуется мобильным телефоном, подвергается двум основным видам рисков. Во-первых, это риск совершения неоправданных затрат при использовании коротких номеров сервис-провайдеров. Во-вторых, это риск, связанный с просмотром веб-страниц с нежелательным содержимым.
Операторы мобильной связи, являющиеся в данном случае и провайдерами интернет-услуг, предлагают тарифные планы и тарифные опции, которые учитывают данные риски. Рассмотрим основные услуги, характерные для данного направления защиты детей.
Например, оператор МТС (http://www.mts.ru) предлагает набор услуг Детский пакет. При подключении этого набора услуг ребенок оказывается защищенным от посещения нежелательных сайтов благодаря технологии "черного списка". В этот список включаются сайты, которые содержат информацию, не предназначенную для детей. Ребенок не сможет посетить подобный сайт с мобильного телефона. Также благодаря использованию Детского пакета ребенку запрещена отправка и прием платных SMS-сообщений, запрещаются звонки на платные короткие номера. Среди дополнительных преимуществ, которые доступны благодаря подключению Детского пакета, - возможность узнать местоположение ребенка. Это можно сделать с предварительно указанного телефона родителя.
Оператор МегаФон (http://megafon.ru) предлагает услугу Детский интернет. Услуга построена на базе "белого списка" безопасных ресурсов, прошедших ручной отбор. Это означает, что ребенку будут доступны только сайты, внесенные в список. Попытка доступа к ресурсу, не разрешенному явно, окончится неудачей. Кроме того, оператор позволяет подключить услугу Стоп-контент. С ее помощью можно заблокировать отправку платных сообщений на короткие номера, выполнение USSD-запросов и совершение голосовых звонков.
Оператор Билайн (http://beeline.ru) предлагает услугу Стоп-контент. Она позволяет заблокировать получение абонентом нежелательных рекламных сообщений от контент-провайдеров и отправку платных SMS-сообщений на короткие номера.
Кроме того, на тарифных планах, которые предназначены для детей, либо - при использовании соответствующих пакетов услуг обычно доступны расширенные возможности связи с ребенком. Например, они могут допускать достаточно высокий порог ограничения связи при отрицательном балансе. Подобные функции позволяют ребенку связаться с родителями даже тогда, когда на счете его мобильного телефона закончились средства.
Следует отметить, что возможность использования подобных услуг зависит от оператора связи и от региона. Поэтому, если вы хотите защитить ребенка, вам следует обратиться в офис обслуживающего вас оператора и узнать подробности о предлагаемых услугах.
Средства мобильных ОС
Помимо защиты ребенка на уровне оператора мобильной связи его безопасность можно повысить, используя средства мобильных операционных систем. Такие средства подразумевают организацию защищенной среды для ребенка на конкретном телефоне. Возможность и функциональные особенности такой среды зависят от операционной системы телефона.
В данной сфере существует два основных направления.
Первое основано на создании безопасной среды, рассчитанной на детей младшего возраста, когда телефон они используют не как средство связи, а как игровое устройство. В подобных режимах работы ребенок обычно не может совершать звонки, писать SMS-сообщения.
Второе подразумевает контроль использования телефона, введение ограничений на работу с устройством при условии использования возможностей связи, доступа в Интернет. Подобные режимы работы предназначены для детей и подростков, которые полноценно используют телефон.
Например, в ОС Windows Phone 8 есть функция Детская. Она создана специально для того, чтобы владелец телефона мог передать его ребенку, предоставив лишь ограниченный набор функций. Возможность совершения звонков и отправки SMS-сообщений в этот набор не входит.
Когда ребенок пользуется телефоном, можно не опасаться, что он случайно выполнит какие-либо действия, которые приведут, например, к удалению важных данных или к запуску приложений, которые ему запускать нельзя.
Если телефон работает под управлением операционной системы семейства Android, это означает, что на нем можно развернуть приложения, подходящие для организации защиты детей разных возрастов.
Приложение Родительский контроль позволяет создать на телефоне безопасное рабочее окружение. Оно нужно для защиты ребенка от нежелательных данных и предназначено для детей младшего возраста.
Кроме того, оно обеспечивает защиту телефона, не позволяя ребенку совершать звонки, устанавливать новые приложения, писать SMS.
Позволив ребенку поиграть со своим телефоном, настроив список разрешенных приложений, можно не беспокоиться о том, что ребенок случайно сделает что-то такое, что может навредить ему или телефону.
Designed by www.diablodesign.eu.