^Наверх

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр эстетического воспитания и образования детей (Детская школа искусств)" г. Кингисеппа

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Защита детей от вредной информации

Информация взята с дистанционного курса "Защита детей от вредной информации", Национального открытого университета "Интуит"  

Авторы курса: Юлия БогатыреваАлександр ЗаикаАлександр Привалов

Защита детей от вредной информации

Информация взята с дистанционного курса "Защита детей от вредной информации", Национального открытого университета "Интуит"  

Авторы курса: Юлия БогатыреваАлександр ЗаикаАлександр Привалов

Общий анализ проблемы и необходимость защиты детей

XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации, информационных и коммуникационных технологий, глобальной сети Интернет и информационного общества. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.

Сегодня многие ученые обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую психику.

В России проживает почти 21 миллион детей в возрасте до 14 лет. Из них 10 миллионов активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

internet 01

Результаты исследования говорят о том, что в России дети начинают активно использовать Интернет в возрасте 10 лет. Дети являются возрастной категорией, наиболее активно использующей Интернет.

22 июня 2011 года в Совете Федерации Российской Федерации овете Федерации Российской Федерации прошел круглый стол на тему "Нормативно-правовая база и методы противодействия интернет-угрозам". Одной из ключевых тем обсуждения стала безопасность детей в сетевом пространстве.

Средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет), и сегодня наблюдается тенденция к снижению этого возраста до 9 лет.

internet 02

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день. Ежедневная детская аудитория Рунета - 68% (средний показатель), 76% (13-14 лет), 80% (15-16 лет); самые "любимые" детьми ресурсы - социальные сети (78%); кроме социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами; использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов; ведение блогов и пр.

Современный подросток все меньше общается "в реале" со сверстниками, друзьями, одноклассниками. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день, а центром внимания школьников является компьютер - по статистике, на школьников приходится около 3-4 часа в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Современные гаджеты и Интернет заменили детям прогулки на улице, общение со сверстниками и родителями.

Объем и влияние информации, доступной учащемуся, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный, как семья, школа или референтная группа.

В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию.

На рисунке представлена модель состояния информационной безопасности личности учащегося в условиях современного информационного общества массовой коммуникации.

internet 03

Модель состояния информационной безопасности личности учащегося.

На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток: во-первых, это та информация, которую предлагают учителя, родители, психологи, педагоги дополнительного образования, данная информация тщательно обрабатывается и фильтруется, прежде чем передаваться обучающемуся. Во-вторых, учащийся получает информацию из внешней информационной среды, которая включает в себя Интернет, средства массовой информации (СМИ), различные коммуникации в виртуальном сообществе и пр. Данная информация дается ученику в "сыром" виде, и от его личностных характеристик и особенностей зависит, в каком виде она будет переработана, принята или отсеяна, насколько он сможет противостоять угрозам и опасностям инфокоммуникационной окружающей среды.

В пользу последнего тезиса говорит и тот факт, что в "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", подписанной указом Президента Российской Федерации в 2012 году, указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

Происходит психологическое подавление, манипулирование сознанием наиболее уязвимой части общества - детей и молодежи. Одной из самых серьезных угроз в информационной образовательной среде является получение психологической травмы ребенком, в результате чего будет нанесен ущерб его психическому здоровью, позитивному развитию и удовлетворению его основных потребностей.

Ребенок анализирует и оценивает полученную информацию в соответствии со сформированными у него способностью к анализу и оцениванию угроз в информационном пространстве и умениями информационной самозащиты, а также особенностями его ценностно-смысловой структуры личности. Этот "фильтр" и является тем составляющим, которое обеспечивает поступление значимой информации в сознание обучающегося. Задача поиска, переработки и критического оценивания информации, на наш взгляд, является главной задачей для успешного и значимого усвоения информации для учащегося.

Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

О законе

В России 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Данный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от травмирующего их психику информационного воздействия, жестокости и насилия в общедоступных СМИ. К информации, запрещенной для оборота среди детей, относится информация:

  • побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  • оправдывающая противоправное поведение;
  • содержащая нецензурную брань;
  • содержащая информацию порнографического характера.

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

В Законе сформулировано понятие информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Детей и подростков, без всякого сомнения, нужно защищать от разрушающего информационного воздействия на их несформировавшуюся личность. Кроме этого, информационная продукция, запрещенная для детей, не может распространяться в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территории этих организаций.

В Законе определяются виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, к ней относится информация:

  • представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Распространение такой информационной продукции допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).

Законом устанавливается классификация информационной продукции по пяти возрастным категориям:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
  3. информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
  5. информационная продукция, запрещенная для детей.

Информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Для того чтобы указанный Закон мог реализовываться, ряд федеральных законов были адаптированы к положениям 436-ФЗ. Было установлено, что с 1 сентября 2012 года будет запрещено использовать в школах и других образовательных учреждениях учебники и пособия, содержащие вредную информацию. На юридических и физических лиц с той же даты возложена обязанность обеспечивать информационную безопасность несовершеннолетних.

За нарушение законодательства в этой сфере предусмотрена административная ответственность. В Законе также предусмотрена ответственность за размещение в сети Интернет информации для детей, причиняющей вред их здоровью и развитию.

28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 139-ФЗ, изменяющий и дополняющий Федеральный закон 436-ФЗ. Изменения направлены на уточнение множества изменений в 436-ФЗ, а самое главное, регламентируют способы маркировки контента. Создан механизм принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации хостинг-провайдерами, операторами связи. И что очень важно, вводится обязанность владельцев интернет-сайтов удалить интернет-страницу, на которой размещается запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера.

В 2012 году создана Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации" (далее - Реестр), в который с 01.11.12 включены сайты сети Интернет, на которых распространяется запрещенная информация.

Главная цель создания такого реестра - ограничение доступа к сайтам, на которых размещается информация, запрещенная для распространения. При обнаружении неправомерного контента любой пользователь может зайти на сайт http://eais.rkn.gov.ru сообщить о незаконной информации. Для приема обращений создана специальная электронная форма. Сам реестр ведет Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Общие принципы организации защиты детей от вредной информации

Защита детей от вредной информации основывается на понятии информационной безопасности личности - состоянии защищенности личности, обеспечивающей ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство. Жизненно важные интересы личности в информационной сфере следующие.

  1. Соблюдение и реализация конституционных прав на поиск, получение прав и распространение информации.
  2. Реализация прав гражданина на неприкосновенность частной жизни.
  3. Использование информации в интересах деятельности, направленной на физическое, духовное, интеллектуальное развитие.
  4. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности.
  5. Обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой вредной информации.

Особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности занимает защита от воздействия "вредной" (вредоносной) информации.

К "вредной" информации относят:

  • информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
  • призывы к войне;
  • пропаганду ненависти, вражды и превосходства;
  • распространение порнографии;
  • посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;
  • рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую);
  • информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей, неосознаваемое ими.

Принципы организации защиты детей от вредной информации

Под принципами защиты информации (ЗИ) понимаются основные идеи и важнейшие рекомендации по вопросам организации и осуществления работ для эффективной защиты детей от вредоносной информации.

  1. Принцип объединения усилий всех заинтересованных сторон при доминирующей позиции государства. Указанный принцип основывается на общности целей всех субъектов обеспечения информационной безопасности личности ребенка (государство, социальные институты, общественные организации, родители, педагогическое сообщество). Общность целей создает необходимые предпосылки для объединения усилий и выработки совместных действий в интересах детей. При этом государству отводится главенствующая роль, определяемая его возможностями и ресурсами.
  2. Принцип непрерывности, последовательности и комплексности. Этот принцип проистекает из того, что ребенок оказывается окружен информационными потоками в течение всей своей жизни, и недопустимо полагать, что только в школе, например, необходимо заботиться об ограждении детей от опасного контента. Принцип предполагает формирование исчерпывающего комплекса мер по защите ребенка от вредной информации и последовательную, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка реализацию его во всех точках информационного пространства личности ребенка. Для защиты детей от вредной информации во всем многообразии структурных элементов должны применяться все виды и формы защиты в полном объеме. Недопустимо применять лишь отдельные формы или технические средства. Комплексный характер защиты проистекает из того, что защита - это специфическое явление, представляющее собой сложную систему неразрывно взаимосвязанных и взаимозависимых процессов, каждый из которых в свою очередь имеет множество различных взаимообусловливающих друг друга сторон, свойств, тенденций.
  3. Принцип построения системы защиты от вредоносной информации на основе научно-методического обеспечения. Для того чтобы организовать эффективную защиту от вредоносного информационного окружения, необходимо разработать и в дальнейшем опираться на принятую и одобренную научным сообществом концепцию обеспечения информационной безопасности личности ребенка. Такого рода концепция должна включать: систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений, общие положения, принципы, содержание, технологию, методологические и теоретические положения профессиональной деятельности субъектов процесса обеспечения информационной безопасности личности ребенка.
  4. Принцип открытости предполагает широкое информационное сопровождение деятельности по обеспечению информационной безопасности личности ребенка, создание информационных ресурсов, где освещались бы описания угроз личности ребенка и методических рекомендаций для родителей, учителей, работников специальных служб по проведению профилактической деятельности.
  5. Принцип возможности создания для ребенка инфобезопасной среды дома и в школе. В соответствии с этим принципом необходимо создать информационно-образовательную среду, дополнить ее аппаратными, программными и организационными средствами и способами защиты от негативной информации. Такая инфобезопасная среда должна обеспечивать безопасность и защиту личностной информационной среды ребенка в целях создания условий для его наиболее полноценного развития и реализации индивидуальных способностей и возможностей.
  6. Принцип роста защищенности жизни человека будущего: рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение мер защиты, ослабление социальной напряженности - в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей. Этот принцип сформулирован, опираясь на принцип Ле Шателье: "Эволюция любой системы идет в направлении снижения потенциальной опасности".

На основании принципов можно выделить уровни защиты детей от вредной информации:

  1. Концептуально-политический. На этом уровне принимаются документы, в которых определяются основные направления государственной политики в области информационной безопасности, формулируются цели и задачи обеспечения информационной безопасности в отношении всех обозначенных субъектов, намечаются пути и средства реализации поставленных целей. Примером подобного рода документов является Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г. и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
  2. Законодательный. На этом уровне принимаются нормативные правовые акты (законы, постановления правительства и др.), призванные инициировать создание и функционирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности, например Федеральный Закон Российской Федерации "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
  3. Нормативно-технический. На данном уровне осуществляется разработка стандартов, руководящих и методических материалов и документов, регламентирующих процессы разработки, внедрения и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности. Проводится приведение в соответствие национальных и международных стандартов в сфере информационных технологий.
  4. Административный. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности на данном уровне проводится в рамках конкретного предприятия, учреждения, организации. На этом уровне руководство организации реализует конкретные меры по обеспечению информационной безопасности. В их основе лежит политика безопасности предприятия (совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации), определяющая стратегию предприятия в области информационной безопасности, а также объем выделяемых ресурсов для создания и функционирования системы комплексного обеспечения информационной безопасности.
  5. Программно-технический уровень. Данный уровень предполагает использование как программных, так и технических средств для обеспечения информационной безопасности, среди них: идентификация и проверка подлинности пользователей средств информатизации; управление доступом к информации; протоколирование и аудит; криптография; экранирование; обеспечение высокой доступности и т.п.

Проблема защиты детей от вредной информации напрямую связана с темой образования. Формирование у учащихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования. Сегодня важно не просто осознать степень нависшей над обществом опасности, но и, выявив угрозы информационной безопасности молодежи, определить, какими средствами можно их предотвратить. Проблема обеспечения информационной безопасности школьников, молодежи является в последнее время очень актуальной. В связи с этим вопрос безопасности личной информационной среды (ЛИС) каждого школьника является важной частью обеспечения безопасности всей информационно-образовательной среды.

К факторам информационной среды, которые могут нести в себе угрозу информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:

  1. Доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам.
  2. Наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребенка.
  3. Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков.
  4. Наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Угроза - это потенциальные или реальные действия, приводящие к моральному или материальному ущербу. Угрозы могут быть как реальными, т. е. уже проявившимися в своем негативном, разрушительном воздействии на объект безопасности, так и потенциальными, т. е. их негативное воздействие может проявить себя в ближайшем или отдаленном будущем. Общая структура угрозы складывается из объекта угрозы, ее источника и проявления угрозы.

Информационные опасности современных школьников - это негативная сторона перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою учебную деятельность.

internet 04

 Целью и результатом реализации данной модели служит формирование информационно-безопасной личности выпускника. Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности ЛИС учащихся предлагается рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда здоровью, сознанию и психике ребенка.

Профилактическая работа родителей с ребенком по защите от вредной информации

Необходимость профилактической работы с ребенком

В связи с активным развитием как мобильного, так и проводного Интернета число пользователей, не достигших совершеннолетия, с каждым годом увеличивается. У детей теперь гораздо больше информационных связей, чем родители себе представляют. С увеличением количества социальных медиа-ресурсов и возрастающей скорости доступа в Интернет дети теперь очень тесно соединены во всем мире. Разговоры могут происходить в реальном времени и больше не ограничиваются домашним компьютером дома. Wi-Fi, ноутбуки, смартфоны, карманные компьютеры, хот-споты привнесли технологии всюду, где бы не находился ребенок.

Интернет как источник информации содержит в себе ресурсы различного характера. Эти ресурсы несут в себе различную по степени информационную и эмоциональную нагрузку, которую ребенок не может критично оценить в силу возрастных особенностей. Вследствие чего может возникнуть психотравмирующая ситуация, которая без своевременной психологической помощи может привести к неблагоприятным для психики ребенка последствиям.

Учитывая, что в Интернете находится масса незаконного контента, у родителей возникает серьезная проблема - как уберечь детей от влияния информации, которая может нанести психологическую травму или каким-либо другим образом повлиять на нормальное развитие ребенка.

Таким образом, необходима более эффективная профилактическая работа, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, психологов и педагогов, работающих с детьми.

Роль родителей в профилактике защиты детей от вредной информации в Интернете

В настоящее время участие родителей в жизни ребенка играет очень большую роль для обеспечения безопасности детей в информационной среде.

Чем чаще родители интересуются жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говорят о вредном воздействии информации:

  • тем меньше дети смотрят в ночное время телевизор, видео и остаются в компьютерном клубе/Интернет-кафе;
  • сокращается длительность компьютерных игр у детей;
  • меньше интересуются эротикой в Интернете;
  • дети понимают, что вредно много смотреть телевизор, видео;
  • сокращается число детей, которые положительно относятся к насилию на экране;
  • меньше интереса к распространению видеосъемок с насилием;
  • меньше интереса к жестоким компьютерным играм.

Вот некоторые практические советы для родителей, классифицированные по направлениям.

Советы по ограничению работы детей за компьютером:

  1. Не стоит ограждать школьника от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть его будущей жизни.
  2. Научите ребенка использовать только соответствующие его возрасту программы (в том числе компьютерные игры) и информационные ресурсы сети Интернет.
  3. Всегда оговаривайте время игры за компьютером и точно придерживайтесь этих рамок. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей школьника.
  4. Не бойтесь показать свои чувства, если вы расстроены его чрезмерным увлечением компьютером. Тогда ребенок увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  5. При возникновении спора или конфликта о прекращении работы за компьютером четко заявите ребенку о своей позиции и объясните ее.
  6. В противовес Интернету и компьютерным играм необходимо прививать детям интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы они чувствовали радость от этого. Если выбирать компьютерные игры, то лучше развивающего или познавательного характера, проводить их обсуждение вместе.
  7. Категорически запретите детям играть в компьютерные или сетевые игры перед сном.
  8. Постоянно наблюдайте, чтобы игры не подменяли детям реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  9. Совместно со школьником запланируйте режим дня, где он определит, когда он будет делать уроки, заниматься спортом, а когда смотреть телевизор. Такую практику необходимо повторять в течение длительного времени регулярно, пока ребенок не привыкнет и не научится соблюдать режим сам.
  10. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет.
  11. Компьютер следует устанавливать в общей для всей семьи комнате. Такие меры следует применять для того, чтобы легче осуществлять наблюдение за теми ресурсами, которые посещает ребенок. Особенно важно наблюдение при использовании глобальной сети дошкольниками и младшими школьниками. При установке компьютера в отдельной детской комнате наблюдение будет сильно затруднено, что приведет к изолированному использованию компьютера детьми.
  12. Покупать компьютерные игры для школьника желательно в специализированном магазине. Тогда родитель может быть уверен, что такие программные продукты не содержат вирусов, а также может точно знать, какое возрастное ограничение наложено на покупаемую игру. При покупке игр через Интернет также возможно узнать все ограничения, но тут возникает опасность несанкционированного доступа ребенка к платежным данным родителя и последующее приобретение игр без ведома взрослых.
  13. Следует обговорить с ребенком регламент времени, проводимого за компьютером. Но желательно также ставить будильник, который оповестит о времени перерыва, так как при работе с компьютером можно не заметить, когда закончится отведенный временной промежуток.
  14. На компьютере следует регулярно обновлять антивирусное обеспечение, а также ставить специальное программное обеспечение для блокировки рекламных баннеров и другой неконтролируемой информации.
  15. Следует использовать общий адрес электронной почты, который будет использоваться ребенком для регистрации в Сети. Детям до 10 лет не рекомендуется разрешать иметь е-mail, зарегистрированный на ребенка, а пользоваться общим для семьи, чтобы родители могли контролировать переписку.
  16. Если ребенок пользуется глобальной сетью самостоятельно, то будет полезным объяснить ему основные правила безопасного поведения в Интернете.
  17. Периодически, а лучше ежедневно, проверяйте отчеты, на какие сайты заходил ваш ребенок. Для этого существуют системы родительского контроля.
  18. Осуществляйте контроль с помощью специального программного обеспечения за действиями детей при работе за компьютером.
  19. Регламентируйте просмотр детьми телевизионных передач на компьютере, при этом исключите возможность доступа к каналам с вредной для детской психики информацией.
  20. Регулярно проверяйте список контактов общения детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем общаются, а также внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Расскажите ребенку, что человек, с которым он общается в Интернете, может оказаться не тем, за кого себя выдает.
  21. Родители должны понимать, что чем больше они уделяют внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния негативной информации, которую ребенок получает через телевидение, Интернет, музыку, которую он слушает, и другие источники.
  22. Обезопасить ребенка от негативного влияния СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, с участием различных сторон, окружающих ребенка. В этом может помочь в первую очередь школа. Не стесняйтесь обращаться за помощью к школьному психологу, к социальному педагогу, классному руководителю и другим. Школа, со своей стороны, будет проводить работу по обеспечению информационной безопасности детей, но ей будет легче, если родители сами будут проявлять инициативу.

Всякий родитель может овладеть этими нехитрыми приемами воспитания и помощи своему ребенку. Главное - захотеть и применять. Эти советы полезны даже для самых занятых родителей.

Далее приведены практические рекомендации для работы с детьми в целях профилактики негативного влияния Интернета.

Что нельзя делать пользователю Интернета

  1. Нельзя выкладывать личную информацию в Сеть. При обсуждении этой темы следует привести аргументированное объяснение того, почему этого делать нельзя. Необходимо объяснить ребенку, что при общении в чатах, использовании программ (типа Microsoft Messenger, ICQ, и т. д.), использовании онлайн-игр и в других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
  2. Нельзя рассылать рекламу (спам) и другую "информационную грязь".
  3. Нельзя открывать вложенные в электронное письмо файлы, когда не знаешь, кто тебе его прислал.
  4. Нельзя вести себя агрессивно в Интернете, а также поддаваться на провокации со стороны других лиц. Не допускайте сквернословия.
  5. Нельзя использовать платежные реквизиты родителей без их ведома в интернет-магазинах.
  6. Нельзя полностью доверять интернет-знакомым и тем более встречаться с друзьями из Интернета. За ником в Интернете или компьютерной онлайн-игре может скрываться совершенно любой человек, и часто бывает, что такие люди выдают себя за других.

Каждый родитель должен сам попытаться объяснить ребенку правила безопасного поведения при использовании компьютера и сущность явлений, с которыми тот может столкнуться. Контент-фильтры помогут оградить его от многих нежелательных сайтов, но рано или поздно ребенок все равно попадет на один из опасных ресурсов, и в этом случае только моральная подготовленность сможет помочь ему правильно сориентироваться.

Дети младшего школьного возраста могут проводить перед экраном 20-30 минут в день, среднего - 1,5 часа, старшего школьного - 2 часа, но обязательно с перерывами по 10-15 минут через каждые 30 минут работы или игры. Монитор компьютера должен быть расположен на расстоянии 50-60 см от глаз. Обязательно проветривайте помещение. Желательно не совмещать в течение дня игру на компьютере и просмотр телепередач, или делить разрешенное время между компьютером и ТВ. Кстати, телевизор младшим школьникам можно смотреть от одного до полутора часов в день, но не более трех раз в неделю, детям среднего школьного возраста - 1,5 часа, старшего - 2 часа в день. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее трех метров. Не разрешайте детям смотреть телевизор лежа.

На что стоит обратить внимание детям в Интернете

  1. Нужно понимать, что далеко не все, что люди пишут в Интернете, - правда.
  2. Если читаешь о себе неправду в Интернете, то сообщи об этом родителям.
  3. Если вы замечаете, что вам хамят или нарываются на грубость, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя в Сети. Не доставить хаму удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.
  4. Если тебя приглашают играть, переписываться или обмениваться чем-либо, то проверь, нет ли в этом подвоха.
  5. Незаконное копирование файлов, защищенных авторскими правами в Интернете, - это воровство. Практически все материалы, публикуемые в Интернете, относятся к интеллектуальной собственности. Авторское право реализуется в мире Интернета так же, как в реальной жизни. Все виртуальные тексты и изображения охватываются законодательством об авторском праве.

Что можно и нужно делать, используя ресурсы Интернета

  1. Нужно уважать людей, с которыми общаешься в глобальной информационной сети.
  2. Правила хорошего тона применимы одинаково и в реальной жизни, и в Интернете.
    В играх и при переписке нужно использовать никнейм (выдуманное имя).
  3. Открывать интернет-ссылки в глобальной сети можно только из надежных источников.
  4. Ребенку важно знать, что если копируется текст, то он должен обязательно цитироваться. Цитирование осуществляется в соответствии с общепринятыми правилами и допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Если делается полное или частичное копирование публикации или картинки на ресурс или компьютер пользователя, то необходимо:

  1. Поставить авторский знак (копирайт, ®).
  2. Указать источник.
  3. Приложить ссылку на оригинал.

При частичном использовании обязательно потребуется разрешение автора. Например, если вы собираетесь поместить чужую картинку в свой коллаж или вставить ее в качестве иллюстрации в текст. То же самое касается размещения авторского видеоролика на YouTube.

Зависимость от сетевых и компьютерных игр и рекомендации по ее преодолению

Зависимость от сетевых и компьютерных игр - проблема, которой было уделено довольно много внимания в прессе и в различных научных работах.

Игровая зависимость представляет собой форму сильной психологической привязанности к игре - в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире.

Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):

  1. Слишком частая проверка почты.
  2. Сокращение времени на прием пищи в школе и дома, еда перед монитором.
  3. Потеря ощущения времени online.
  4. Более частая коммуникация с людьми online, чем при личной встрече.
  5. Игнорирование семейных и домашних обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет.
  6. Невозможность сократить время пребывания в Интернете.
  7. Пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в Интернете.
  8. Вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности.
  9. Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в Сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер.
  10. Отрицание наличия зависимости.
  11. Игра начинается ассоциироваться с отдыхом.
  12. Возникает желание поиграть или снова зайти в игру по прошествии времени.
  13. При невозможности поиграть надолго портится настроение.
  14. Другие способы отдыха теряют свою яркость и желанность по сравнению с игрой.

Зависимость от игр сравнима с зависимостью от наркотиков и алкоголя - человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями.

По данным российских психологов, от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки.

Наиболее сильную психологическую зависимость, по мнению современных ученых, вызывают ролевые сетевые игры. Механизм таких игр заключается в поглощении человека игрой, в "уходе от реальности", интеграции с компьютером, "принятии роли", обособлении от реальных проблем, что в итоге приводит к потере индивидуальности и отождествлению себя с выдуманным компьютерным персонажем.

Рекомендации по преодолению компьютерной игровой зависимости у детей

  1. Помните, что предупредить легче, чем лечить! Поэтому будьте внимательны, постарайтесь вовремя заметить и предупредить появление интернет-зависимости.
  2. Разговаривайте с ребенком как со взрослым человеком, и прежде чем выносить какие-либо вердикты или что-то запрещать, выслушайте внимательно, что он думает по данному вопросу. "Запретный плод сладок", поэтому ваш категорический запрет вызовет желание ему сопротивляться.
  3. Используйте интересы ребенка с целью его обучения и развития (курсы программирования и компьютерной графики).
  4. Чем разнообразнее и шире будут интересы вашего ребенка, тем меньше вероятность у него стать интернет-зависимым. Его интересы не обязательно должны совпадать с вашими, позвольте ему иметь собственный мир и увлечения, поддерживайте любые его творческие начинания (спорт, музыка, живопись, танцы и т.п.).
  5. Наладьте с ребенком доверительные отношения, отсутствие понимания и доверия в семье - повод и основание для ухода в виртуальный мир. В выходные уделяйте больше внимания ребенку, сходите в парк, пообедайте в кафе и т.п. Придумайте какое-нибудь общесемейное хобби, ведь интересное общение - лучшая профилактика любой формы зависимости.
  6. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме online.

Учетная запись ребенка на компьютере

Создание учетной записи ребенка

Если за компьютером работают несколько пользователей (в том числе и дети), для каждого из них рекомендуется создать собственную учетную запись. Это повысит уровень безопасности. Рекомендуется на каждую учетную запись поставить свой пароль.

После входа в систему у пользователя будут собственные папки для хранения документов, собственный Рабочий стол. При этом, используя такую учетную запись, он не сможет получить доступ к данным других пользователей.

Если компьютер был выключен или перезагружен, то для входа в него нужно будет выбрать учетную запись и ввести пароль.

Параметры конфиденциальности и безопасности в Интернете для родителей и детей при использовании Xbox One

Обеспечивая защиту Windows 7: родительский контроль

Блокировка загрузки с внешних носителей на уровне BIOS

У ребенка, для учетной записи которого установлены ограничения на уровне операционной системы, есть возможность обойти эти ограничения, загрузив компьютер с внешнего загрузочного носителя. Таким носителем может быть оптический диск или флэш-диск.

Предотвратить возможность загрузки с внешних носителей можно средствами BIOS. BIOS (Basic Input Output System - базовая система ввода-вывода) - это программное обеспечение, которое отвечает за настройку аппаратных компонентов компьютера. Оно присутствует на компьютере независимо от операционной системы.

Перед тем как работать с BIOS вашего компьютера, найдите инструкцию к нему или к его материнской плате. В таких инструкциях есть разделы, посвященные настройкам BIOS. Там, кроме того, указано, какую клавишу клавиатуры нужно нажать для входа в BIOS Setup.

Найдя инструкцию, выясните следующее:

  1. Какую клавишу и в какой момент нужно нажать для запуска BIOS Setup.
  2. Как установить пароль, защищающий настройки BIOS от изменения.
  3. В каком разделе BIOS Setup можно найти параметры, отвечающие за порядок использования различных устройств (жесткого диска, CD/DVD-дисковода, USB-дисков) при загрузке компьютера.
  4. Как выйти из BIOS Setup, сохранив изменения.

Если вы не уверены в своих силах - лучше пригласить специалиста. 

После изменения настроек компьютер можно будет загрузить только с внутреннего жесткого диска, изменение параметров BIOS будет защищено паролем.

Использование антивирусных продуктов

Антивирусные продукты предназначены для организации безопасной работы на компьютере. Эти продукты сочетают в себе антивирус, межсетевой экран и средство для обеспечения родительского контроля.

Каждый из них имеет пробную бесплатную версию. Это позволяет испытать их до приобретения. Не рекомендуется одновременно устанавливать на компьютер несколько подобных продуктов. Это может привести к ошибкам.

Для наибольшей эффективности подсистем родительского контроля нужно, чтобы для ребенка, который работает на компьютере, была создана отдельная учетная запись. 

Безопасный поиск в Интернете

Поисковые системы, такие как http://www.yandex.ru/ и http://www.google.com, имеют механизмы, которые ограничивают попадание потенциально опасных веб-сайтов и сайтов с непристойным содержимым в результаты поиска.

Безопасный поиск в Google

Работая с поисковой системой Google, вы можете включить функцию фильтрации результатов поиска. Для этого нужно перейти по ссылке http://www.google.com/preferences. На открывшейся странице, нужно установить флаг Не показывать непристойные результаты.

Обратите внимание на ссылку Включить защиту настроек безопасного поиска. Она позволяет защитить эти настройки паролем. Для того чтобы парольная защита работала, необходимо иметь учетную запись Google.

Безопасный поиск и дополнительные возможности Yandex

Для включения фильтрации результатов поиска в системе Яндекс нужно щелкнуть по ссылке Настройка, которая расположена правее строки поиска на странице результатов поиска На открывшейся странице нужно найти группу параметров Область поиска и установить параметр Фильтрация страниц в значение Семейный поиск.

После этого нужно нажать на кнопку Сохранить и вернуться к поиску.

Если войти в поисковую систему Яндекс, воспользовавшись ссылкой http://family.yandex.ru/, безопасный поиск будет включен без необходимости выполнения дополнительных настроек.

Компания Яндекс предлагает сервис Яндекс.DNS (http://dns.yandex.ru/). Это - служба, которая позволяет блокировать мошеннические сайты, сайты, распространяющие вредоносные программы, и ресурсы, не предназначенные для детей.

Существует два основных способа использования этой службы.

Первый из них применим в том случае, если у вас дома для выхода в Интернет используется Wi-Fi-маршрутизатор. Настроив его в соответствии с инструкциями, размещенными на сайте, вы защитите от перехода на нежелательные сайты все домашние устройства. Это - настольные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты.

Второй способ заключается в настройке отдельных компьютеров и мобильных устройств. Соответствующие инструкции также приведены на сайте. 

Детские поисковые системы и каталоги

Основная ценность детских поисковых систем заключается в том, что в результатах поиска будут появляться только сайты, которые безопасны для детей. То есть использование таких поисковых систем решает проблему безопасного поиска. Обычно они не обладают столь же большим охватом материалов, который характерен для обычных поисковых систем. Но их ценность не в объеме материалов в поисковой выдаче, а в том, что поиск осуществляется по безопасным детским ресурсам.

1. Поисковая система http://kids.quintura.ru/  предназначена специально для детей.

Главная особенность этой поисковой системы заключается в предложении слов, связанных с поисковым запросом. Эти наборы слов называют картами ассоциаций. Начать поиск можно как традиционным способом - введя поисковый запрос в строку поиска и нажав кнопку Найти, так и щелкнув по одному из подходящих слов.

Например, если на главной странице системы щелкнуть по ссылке космос, будет открыта страница с результатами поиска по этому слову и, кроме того, будет обновлена карта ассоциаций, расположенная в верхней части страницы

internet 05

 Продолжить поиск можно, пользуясь обновленной картой ассоциаций или введя уточненный поисковый запрос.

2. Поисковая система http://agakids.ru представляет собой инструмент поиска по детским сайтам и подборку полезных ресурсов.

internet 06

Для начала поиска нужно ввести поисковый запрос в соответствующее поле. На странице результатов поиска можно, установив соответствующий переключатель под полем ввода запроса, изменить способ поиска. Кнопки Текст и Картинки позволяют, соответственно, искать текстовые материалы и изображения.

В правой части страницы можно видеть список тематических разделов.

3. Портал http://www.kinder.ru/ представляет собой каталог детских сайтов, составленный вручную.

internet 07

Для поиска по каталогу можно воспользоваться строкой, которая расположена в верхней части страницы. Искать можно и другим способом: переходя в разделы, соответствующие интересующим ребенка категориям.

Безопасность ребенка в социальных сетях

Радикальное решение проблемы заключается в том, чтобы запретить ребенку пользоваться этими службами. Но, учитывая распространенность и популярность социальных сетей, учитывая желание ребенка общаться со сверстниками, такое решение трудноосуществимо на практике. Столкнувшись с полным запретом социальных сетей на домашнем компьютере, ребенок, вероятнее всего, обойдет этот запрет - например, пользуясь социальной сетью с компьютера кого-нибудь из сверстников. И пользуясь, естественно, совершенно бесконтрольно.

Гораздо лучше, во-первых, ознакомить ребенка с основными правилами безопасного поведения в социальных сетях, разъяснить ему возможный риск. Во-вторых - настроить вместе с ним параметры безопасности и конфиденциальности его учетной записи. И в-третьих - контролировать его работу в социальных сетях с помощью специального программного обеспечения. 

Как результат, ребенок, овладевший приемами безопасной работы, понимающий возможные риски и, кроме того, пользующийся социальной сетью под вашим присмотром, будет защищен от возможных опасностей гораздо лучше, чем тот ребенок, которому запрещают работать в социальных сетях. Рано или поздно он все равно с ними столкнется, и лучше будет, если его знакомство с социальными сетями произойдет правильно и с вашим участием.

Общие правила безопасности

Залог безопасности ребенка в социальных сетях - доверительные отношения с родителями и исполнение некоторых правил. Эти правила нужно разобрать вместе с ребенком.

  1. К выбору социальной сети нужно подходить ответственно. Не следует регистрироваться во всех найденных социальных сетях. Перед регистрацией нужно собрать сведения о социальной сети, прочесть правила. Отзывы желательно искать на независимых интернет-ресурсах. Например, популярные социальные сети Facebook, ВКонтакте, Одноклассники способны быть достаточно безопасными для ребенка при выполнении правил.
  2. При регистрации в социальной сети нужно использовать сложный пароль. Это - залог того, что учетную запись не взломают. В данном случае взлом учетной записи опасен, во-первых, тем, что злоумышленник может узнать конфиденциальные данные ребенка. Это могут быть сведения о городе проживания, фотоальбомы, скрытые от общего просмотра. Во-вторых, контроль над учетной записью перейдет злоумышленнику, и он сможет от имени ребенка совершать какие-либо действия. Если при регистрации в социальной сети используется система восстановления пароля с указанием секретного вопроса и ответа, убедитесь, что ответ на вопрос сложно узнать или подобрать. Иначе взлом учетной записи может быть осуществлен через подбор ответа.
  3. Не рекомендуется использовать при регистрации в социальной сети возможность указания данных почтового ящика ребенка. Это может привести к неконтролируемому оповещению о его учетной записи тех, с кем когда-либо велась переписка. Как результат, будет сложнее управлять списком друзей ребенка.
    Нельзя никому сообщать данные для входа в учетную запись в социальной сети. В частности, пароль нужно держать в секрете от всех. Мошенники иногда рассылают пользователям социальных сетей электронные письма, в которых под разными предлогами просят сообщить пароль. Например, письмо может выглядеть так, как будто оно отправлено от имени администрации сайта или от имени интернет-провайдера. Ни администрация социальной сети, ни провайдер никогда не попросят о подобном. Такие сообщения следует игнорировать.
  4. После завершения работы в социальной сети нужно выполнять процедуру выхода. Для этого служит команда Выход или другая подобная. Она обычно расположена в правой верхней области окна. Если не выйти из учетной записи, а, например, просто закрыть окно браузера, доступ к учетной записи могут получить посторонние. Особенно это справедливо при работе с учетной записью социальной сети на чужом компьютере.
  5. Очень внимательно подходите к выбору друзей в социальных сетях. Рассматривайте каждую кандидатуру вместе с ребенком. Для наибольшего уровня безопасности следует добавлять в друзья только тех пользователей, которых вы знаете в реальной жизни. Учителя, одноклассники, родственники - вот те люди, с которыми можно установить дружеские отношения в социальных сетях. С ними можно безопасно общаться. К любым другим пользователям, особенно к тем, которые сами предлагают добавиться в друзья, следует относиться с большой осторожностью. Не зная человека лично, вы не можете быть уверены в том, что он - тот, за кого себя выдает.
  6. Воспользовавшись настройками учетной записи, ограничьте возможность связи с ребенком посторонних. Ниже мы рассмотрим такие настройки. Это позволит ребенку получать сообщения только от тех людей, которые, с вашим участием, добавлены в список его друзей. От посторонних ребенок может получить сообщение любого содержания, с любыми изображениями или видеоклипами. Если подобные настройки не предусмотрены, предложите ребенку не открывать сообщения от незнакомцев без вашего участия.
  7. Расскажите ребенку о том, что переходить по ссылкам, которые кто-либо отправил ему в сообщении, опасно. Эти ссылки могут вести на сайты, распространяющие вредоносные программы. Если ссылку отправил, например, одноклассник в ходе беседы - по такой ссылке можно перейти. Если же сообщение со ссылкой пришло неожиданно, прежде чем переходить по ней, следует уточнить у автора сообщения, куда она ведет. Если ответа получить не удается, возможно, учетная запись автора сообщения взломана и сообщение отправил мошенник. Опасно скачивать и открывать файлы, приходящие в сообщениях.
  8. Объясните ребенку, что он не должен никому сообщать каких-либо личных сведений о себе. К таким сведениям относятся номер телефона, домашний адрес, время начала занятий в школе и другие подобные. Эти данные могут быть использованы злоумышленниками. Такие сведения не следует публиковать даже в том случае, если опубликованная запись предназначена только для друзей. Злоумышленник, взломавший учетную запись одного из друзей, может получить к ним доступ.
  9. Попросите ребенка с осторожностью относиться к приложениям, которые можно устанавливать в социальных сетях. Обычно это игры или другие развлекательные приложения. Они могут собирать данные о пользователях, либо, если они созданы злоумышленниками, использоваться для взлома учетных записей. Заранее сказать, окажется ли опасным приложение, нельзя. Надежнее всего не пользоваться ими.
  10. Расскажите ребенку о том, что если он заметил что-то странное в своей учетной записи, то пароль к ней нужно немедленно сменить. На взлом учетной записи могут указывать следующие признаки: исчезли какие-нибудь фотоснимки, или, наоборот, появились новые, которых никто не выкладывал, на стене появились неожиданные записи.

Пользуясь этими рекомендациями и ознакомив с ними ребенка, вы значительно повысите уровень его безопасности в социальных сетях. Еще более безопасной работу может сделать использование специального программного обеспечения. Но главное в безопасности ребенка, который работает в Интернете, - доверительные отношения с родителями.

Специальное программное обеспечение для обеспечения безопасности детей

Существуют специализированные программы, которые включают в себя и функции родительского контроля.

  1. Интернет Цензор. Это интернет-фильтр, который использует технологию "белых списков", составленных вручную. Приложение позволяет надежно ограничивать доступ детей к нежелательным веб-сайтам.
  2. Time Boss. Данное приложение предназначено для организации контроля за тем, как дети пользуются компьютером. Оно позволяет ограничивать время использования компьютера, вести подробные журналы работы, периодически делать копии экрана.
  3. KinderGate. Приложение, которое позволяет организовать расширенную защиту ребенка от посещения нежелательных сайтов на основе динамических механизмов анализа содержимого. Кроме того, оно позволяет задать режим доступа в Интернет, реализует функции безопасного поиска, безопасного общения в Интернете, поддерживает возможность ведения статистики.

Эти приложения можно устанавливать и использовать совместно с антивирусами и межсетевыми экранами или с комплексными защитными программами. Но для того, чтобы они работали без ошибок, рекомендуется отключить функции родительского контроля в комплексных защитных продуктах, если такие функции были включены.

Повышение безопасности детей при использовании мобильных устройств

Средства провайдеров и операторов связи

Ребенок, который пользуется мобильным телефоном, подвергается двум основным видам рисков. Во-первых, это риск совершения неоправданных затрат при использовании коротких номеров сервис-провайдеров. Во-вторых, это риск, связанный с просмотром веб-страниц с нежелательным содержимым.

Операторы мобильной связи, являющиеся в данном случае и провайдерами интернет-услуг, предлагают тарифные планы и тарифные опции, которые учитывают данные риски. Рассмотрим основные услуги, характерные для данного направления защиты детей.

Например, оператор МТС (http://www.mts.ru) предлагает набор услуг Детский пакет. При подключении этого набора услуг ребенок оказывается защищенным от посещения нежелательных сайтов благодаря технологии "черного списка". В этот список включаются сайты, которые содержат информацию, не предназначенную для детей. Ребенок не сможет посетить подобный сайт с мобильного телефона. Также благодаря использованию Детского пакета ребенку запрещена отправка и прием платных SMS-сообщений, запрещаются звонки на платные короткие номера. Среди дополнительных преимуществ, которые доступны благодаря подключению Детского пакета, - возможность узнать местоположение ребенка. Это можно сделать с предварительно указанного телефона родителя.

Оператор МегаФон (http://megafon.ru) предлагает услугу Детский интернет. Услуга построена на базе "белого списка" безопасных ресурсов, прошедших ручной отбор. Это означает, что ребенку будут доступны только сайты, внесенные в список. Попытка доступа к ресурсу, не разрешенному явно, окончится неудачей. Кроме того, оператор позволяет подключить услугу Стоп-контент. С ее помощью можно заблокировать отправку платных сообщений на короткие номера, выполнение USSD-запросов и совершение голосовых звонков.

Оператор Билайн (http://beeline.ru) предлагает услугу Стоп-контент. Она позволяет заблокировать получение абонентом нежелательных рекламных сообщений от контент-провайдеров и отправку платных SMS-сообщений на короткие номера.

Кроме того, на тарифных планах, которые предназначены для детей, либо - при использовании соответствующих пакетов услуг обычно доступны расширенные возможности связи с ребенком. Например, они могут допускать достаточно высокий порог ограничения связи при отрицательном балансе. Подобные функции позволяют ребенку связаться с родителями даже тогда, когда на счете его мобильного телефона закончились средства.

Следует отметить, что возможность использования подобных услуг зависит от оператора связи и от региона. Поэтому, если вы хотите защитить ребенка, вам следует обратиться в офис обслуживающего вас оператора и узнать подробности о предлагаемых услугах.

Средства мобильных ОС

Помимо защиты ребенка на уровне оператора мобильной связи его безопасность можно повысить, используя средства мобильных операционных систем. Такие средства подразумевают организацию защищенной среды для ребенка на конкретном телефоне. Возможность и функциональные особенности такой среды зависят от операционной системы телефона.

В данной сфере существует два основных направления.

Первое основано на создании безопасной среды, рассчитанной на детей младшего возраста, когда телефон они используют не как средство связи, а как игровое устройство. В подобных режимах работы ребенок обычно не может совершать звонки, писать SMS-сообщения.

Второе подразумевает контроль использования телефона, введение ограничений на работу с устройством при условии использования возможностей связи, доступа в Интернет. Подобные режимы работы предназначены для детей и подростков, которые полноценно используют телефон.

Например, в ОС Windows Phone 8 есть функция Детская. Она создана специально для того, чтобы владелец телефона мог передать его ребенку, предоставив лишь ограниченный набор функций. Возможность совершения звонков и отправки SMS-сообщений в этот набор не входит.

Когда ребенок пользуется телефоном, можно не опасаться, что он случайно выполнит какие-либо действия, которые приведут, например, к удалению важных данных или к запуску приложений, которые ему запускать нельзя. 

Если телефон работает под управлением операционной системы семейства Android, это означает, что на нем можно развернуть приложения, подходящие для организации защиты детей разных возрастов.

Приложение Родительский контроль  позволяет создать на телефоне безопасное рабочее окружение. Оно нужно для защиты ребенка от нежелательных данных и предназначено для детей младшего возраста.

Кроме того, оно обеспечивает защиту телефона, не позволяя ребенку совершать звонки, устанавливать новые приложения, писать SMS.

Позволив ребенку поиграть со своим телефоном, настроив список разрешенных приложений, можно не беспокоиться о том, что ребенок случайно сделает что-то такое, что может навредить ему или телефону.

 Copyright © 2024 МБУ ДО "ЦЭВиОД"  Rights Reserved.